Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook >>

Подписаться на йога журнал бесплатно, прямо сейчас

Социальные сети

В социальных сетях нас читают около 75000 подписчиков.


Опрос сайта

Какую йогу практикуешь?
















Куда пойти учится на йога инструктора

14.05.2018
Куда пойти учится на йога инструктора

Куда пойти учиться на преподавателя йоги? Вопрос объемный и требует освещения нескольких тем:

• сертификаты (сегодня об этом)

• Индия / Россия / ?

• полное погружение / поэтапное прохождение сессиями

В мире по-прежнему НЕТ единых стандартов качества, которые предъявляются к преподавателю йоги. Нет и единой программы-минимума. В каждой организации своя методика и свой перечень тем, но все темы перекликаются и, чаще всего, сводятся к базовому курсу объемом 200 часов.

Наиболее известная в мире американская организация Yoga Alliance предложила следующий формат обучения: TTC 200 (Teacher Training Course) и ATTC 300 (Advanced TTC). После 200 считается, что можно вести классы для начинающих. После 300 - для более продвинутых и будущих преподавателей. По поводу этой организации сразу скажу, что тем, кто работает не в США (там на YA действительно обращают внимание при трудоустройстве) эта сертификация по сути ничего не даёт, вы просто платите около 150$ в год, чтобы подтверждать свой статус RYT (Registered Yoga Teacher) и право вешать на стенку красивый диплом YA. Поэтому многие, кто проходит обучение в RYS (Registered Yoga School) обычно даже не регистрируются на сайте Альянса, чтобы не платить, и пишут в резюме RYS вместо RYT (т.е. учился в зарегистрированной школе, но статуса зарегистрированного тичера нет).

Зачем он тогда нужен, этот статус RYT за пределами США? Чтобы зарегистрировать свою школу в Yoga Alliance и присвоить ей статус RYS, нужно самому иметь статус RYT и платить около 600$ в год за RYS, плюс доп. сборы, в целом выходит около 1000$ в первый год, далее чуть меньше. И многие учителя и школы сознательно идут на это, чтобы привлекать больше учеников заветными аббревиатурами RYT и RYS и размещать на сайте логотип YA. Причем до недавнего времени эта ассоциация даже не проверяла curriculum (методическую программу) школы. Лишь бы деньги платили. Сейчас такое требование есть, но все очень условно. Достаточно просто прислать им набор тем курса по их стандарту со своей подписью (мол, обязуюсь научить), и все. С проверками все равно никто не приедет и не будет выяснять, чему и на каком уровне вы учите людей.

  Резюме. Если вас заманивают на обучение перспективой сертификации в Yoga Alliance, это ещё НИ О ЧЕМ не говорит. Есть действительно мощные школы и толковые учителя (об этом в след. раз), которые сознательно пошли на эту сертификацию, чтобы удовлетворить спрос на рынке (всем ведь нужен непременно Yoga Alliance). Восставать против стихийно сложившегося «знания» людей, которые пока не разбираются, что к чему, - себе дороже. Так что делайте выводы. И идите учиться именно по рекомендации к проверенным учителям и в известные школы, не ориентируясь на то, какие буквы и логотипы будут у вас на сертификате.

Обучаться в Индии

Я упомянула о сертификатах Yoga Alliance, которые до сих пор высоко котируются в мире. Хотя теперь их можно купить у Мани Бабы и у сотни других мошенников в Индии по цене «договоримся» (без обучения, само собой).

Итак, если вы все-таки готовы потратиться на поездку в Индию и погрузиться в учебу минимум на месяц, то стоит ехать к конкретному учителю или в конкретную школу (ашрам) исключительно ПО РЕКОМЕНДАЦИИ человека (лучше преподавателя йоги), мнение которого для вас имеет авторитет. Увы, но сам факт обучения в САМОЙ Индии, сейчас НИ О ЧЕМ не говорит. Особо предприимчивые индусы уже давно раскусили тему с сертификатами YA, вскладчину там регистрируются, печатают флаеры со знаком RYS покрупнее и вуаля, добро пожаловать в нашу школу!

Как правило, цена за обучение у таких предпринимателей чуть ниже рыночной, т.е. около 1200-1400$ за месяц и если прийти к ним на open class, можно очароваться тем, как красиво они произносят названия асан на санскрите, сыпят цитатами из Бхагавад Гиты, эффектно стоят на голове… и за всем этим аллюром даже не заметить подвоха. Знаю я одного такого тичера, который сам гнется как циркач, завязывает нулевых учеников в узлы, ставит их на головы, много суетится и приговаривает: «А давай, вот так еще… Можешь?». Никакой техники безопасности и методики преподавания. Сплошной Дю Солей.

Встречаются и другие, более спокойные, но не менее предприимчивые индусы, которые надевают белые одежды, учат всех Ведической мудрости и вещают о том, что асаны следует отстраивать по наитию, да и вообще, не стоит на них зацикливаться. Разумеется, в этом есть доля истины. Но чаще всего, на поверку, такой гуру просто не способен их продемонстрировать. *Речь идёт о мошенниках. Есть много достопочтенных учителей, которые, вообще, ни разу не про асаны. Но они и не выдают сертификаты YA.

Но не будем сгущать краски! Конечно, на родине йоги есть школы, в которых дают обучение высокого уровня и продолжают вести исследования и углублять подход, ориентируясь не только на традицию, но и на современную науку.

ШИВАНАНДА АШРАМ (Sivananda Yoga Vedanta Centers and Ashrams) - один из первых институтов йоги, который начал активную экспансию на запад. Сегодня у него множество авторизованных центров по всему миру, в которых предлагается обучение в объеме 200 и 300 часов (каждый курс по 1 месяцу) и выдаются сертификаты Yoga Alliance. Поэтому далеко не все сертификаты YA «ни о чем», как можно было бы подумать из моих первых постов.

Обучение в Шивананда ашраме (ША) весьма серьезное: регулярная практика, лекции по анатомии и философии йоги + ведение классов. Я сама прошла курс обучения по программе ША, правда, не в авторизованном центре (об этом напишу отдельно), но прямо как под копирку. У нас даже форма была похожая. Кстати, большим плюсом обучения в ашраме считаю полное погружение и дисциплину. Все носят форму, живут в скромных условиях, питаются пищей, которую готовят в ашраме. Таким образом создается особый настрой на работу и нет желания отвлекаться на мирские слабости: выпить кофе-подходить по магазинам-поболтать с друзьями-проспать медитацию, что является нормой для «туристических» тичерсов в Индии.

Стоит также заметить, что целая группа сильных учителей (в т.ч. Мани Раман) недавно отделились от ША и сейчас преподают отдельно. Есть мнение, что это произошло из-за сильного ухода в коммерцию (но это лишь предположение). Из известных выпускников ашарама можно упомянуть американцев Дэвида и Шэрон, основателей стиля Дживамукти.

На мой взгляд, учебные центры ША - это оптимальный вариант по соотношению цена/качество для европейцев, которые хотят более осознанно подходить к своей практике и/или начать преподавать. Но надо иметь в виду, что там вы получите лишь базу, которую в дальнейшем важно совершенствовать и углублять.

Ramamani Iyengar Memorial Yoga Institute (RIMYI) - Институт Айенгара в Пуне. Обучение основательное: базовый курс Introductory длится 3 года. Далее можно пройти еще несколько ступеней уровня Junior и Senior. Курсы проводятся в авторизованных центрах по всему миру. В Индию для этого не нужно ехать, но рекомендуется. Хотя бы на месяц, чтобы позаниматься с дочерью гуруджи Гитой Айенгар, которая возглавляет институт. Для этого нужно подать заявку, подписанную вашим наставником из авторизованного центра, и ждать пока будут места. Возможно, год-два…

Годовой курс обучения - это, как правило, 2 полных учебных дня 1 раз в месяц. Могут быть и недельные сессии по вечерам. Все зависит от расписания конкретного учебного центра. В остальное время вы регулярно ходите на практику в тот же центр, стажируетесь, общаетесь со своими наставниками и, конечно же, занимаетесь самостоятельно.

Благодаря жесткой централизации, вся система работает слаженно: качество обучения в России, в Индии и, скажем, в Голландии будет на одном уровне (но все зависит от конкретных педагогов, конечно). После успешной сдачи экзаменов вам пришлют сертификат из Пуны и внесут в реестр преподавателей. Далее надо платить взнос около 100€ в год, чтобы состоять в реестре.

На мой взгляд, это самая структурированная и основательная школа йоги в мире. Если вы никогда не были на йоге Айенгара, сходите, чтобы понять, какой там уровень подготовки. Нигде вам не разберут асану (и вас в асане) по косточкам, суставам и мышцам так, как это сделают опытные айенгаровцы. Ну, разве что именитые российские йога-терапевты. Да, обучение длительное и серьезное. Но оно того стоит, если вы намерены связать свою жизнь с йогой. Кстати, я рассматриваю этот вариант и для себя на перспективу.

Третий «кит». Сегодня на повестке дня Аштанга йога.

Shri K. Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute (KPJAYI) - Институт Патабхи Джойса в Майсоре, который возглавляет его внук Шарат Джойс, хранитель традиции. В эту школу нельзя так просто приехать за сертификатом. Вы должны регулярно заниматься у одного из авторизованных преподавателей, прежде чем подать заявку на обучение в Майсоре у Шарата. Список авторизованных преподавателей Аштанга йоги можно найти на сайте KPJAYI. В России сейчас около 20. Причем, авторизация дается на определенный уровень, в зависимости от того, какая серия освоена.

Стать авторизованным преподавателем можно только по решению хранителя традиции. Это означает, что вы можете ездить в Майсор годами, но так и не получить авторизацию. Здесь все зависит не от успешно сданных экзаменов и возможности оплатить курс обучения, а от уровня вашей практики и преданности традиции. Как и от воли случая: удастся ли вам записаться и попасть на очередной поток к Шарату, заметит и запомнит ли он вас… Впрочем, те, кто регулярно бывает в Майсоре, уверяют, что заметит и запомнит. Важно приезжать и практиковать.

В связи с этим, большинство преподавателей Аштанга йоги не авторизованы KPJAYI, тем не менее, преподают это направление и ведут Майсор классы на основании сертификатов преподавателей хатха-йоги. И если при этом они регулярно ездят в Майсор к Шарату или к его матери Сарасвати Джойс, сомневаться в их компетентности не приходится.

На мой взгляд, это очень закрытая школа, строго следующая парампаре (преемственности от учителя к ученику), и в этом ее ценность и уникальность. Если вы тяготеете к этой традиции, ищите авторизованных преподавателей или так называемых «студентов» Майсора, и занимайтесь с ними. Они станут для вас не просто тичерами, а настоящими наставниками и проводниками в мир йоги.

Еще «три кита» йоги в Индии

Есть «три кита» йоги в Индии (йога Айенгара, Шивананда йога, Аштанга йога). Это самые популярные направления йоги на Западе. Указанные институты развиваются с учетом того, что большая часть их учеников приезжает из Европы и Америки. Есть в Индии и другие школы, которые имеют особый статус и пользуются уважением среди местного населения и поддержкой на уровне правительства:

▫️ Morarji Desai National Institute of Yoga (MDNIY) - Национальный институт йоги в Дели. Предлагаются различные учебные программы: базовый курс, специализированные курсы по асанам, пранаяме и медитации. Институт отвечает за организацию крупных мероприятий типа международного фестиваля йоги в Индии, выдает лицензии учебным заведениям, проводит научные исследования.

▫️ Krishnamacharya Yoga Mandiram (KYM) - Институт йоги и йога терапии в Ченнаи, основанный сыном великого учителя Т. Кришнамачарьи (самые известные его ученики - это Б.К.С. Айенгар и П. Джойс). На базе этой организации проводятся исследования терапевтического аспекта йоги и предлагаются курсы для подготовки преподавателей.

▫️ Bihar School of Yoga - Ашрам на берегу реки Ганга в Хайдакхане, основанный учеником Свами Шивананды, Свами Сатьянанда Сарасвати. В ашраме проводятся различные программы, от одномесячных базовых курсов подготовки преподавателей, до серьезных программ, рассчитанных на 1-2 года с изучением санскрита, индологии и т.п. Суровая дисциплина ашрама располагает к интенсивным тренировкам и полному «отключению» от внешнего мира. При этом асанам там уделяется не так много внимания, как, скажем, практике пранаям и медитации, изучению философии, анализу древних текстов и т.п.

Если продолжить перечень ашрамов и институтов йоги в Индии, придется растянуть месяца на 2… Поэтому предлагаю переключиться на Россию.

Россия

Сразу же ответственно заявляю, что никакого государственного диплома преподавателя йоги НЕТ (хотя именно такая формулировка встречается на некоторых сайтах, предлагающих тичерс-курсы), т.к. профессии «преподаватель йоги» НЕТ в реестре профессий РФ! Также необходимо понимать, что есть базовое «классическое» образование преподавателя хатха-йоги, а есть авторские методики, в основе которых та же «классика» + личность учителя и его методические наработки. Вообще, у любого преподавателя с опытом складывается свой авторский метод, но мало кто оформляет его в цельную систему и дает ему свое название. Про авторские подходы чуть позже. Сегодня по классике.

▫️МОСКОВСКИЙ АШТАНГА ЙОГА ЦЕНТР, Москва. Основательный курс подготовки преподавателей хатха-йоги под руководством Михаила Константинова, который он проводит совместно с именитым йога-терапевтом Сергеем Агапкиным. Если не ошибаюсь, это первый тичерс-курс в Москве. Так что опыт там наработан колоссальный.

▫️ПРАНА, Москва. Популярный тичерс-курс с хорошими отзывами, которым руководят Дмитрий Демин и Михаил Галаев. Подход к обучению и контроль серьезный (к выпускным экзаменам нужны промежуточные допуски), поток желающих (равно как и отсев) довольно большой.

▫️АЧАРЬЯ, Москва. Курс запущен совсем недавно, но его ведут опытные преподаватели «старой» школы: Ольга Буланова, Владимир Зайцев, Александр Братецкий. У них разработана своя балльная система для оценки уровня практики, очень тщательный подход к обучению.

▫️ЙОГА 108, Москва. Основатели курса - известные в России мастера йоги Илья Журавлев и Михаил Баранов. Лекции по анатомии и физиологии читает не менее известный йога-терапевт Артем Фролов. Жителям регионов России будет особенно интересен этот курс, т.к. они устраивают выездные сессии с погружением на месяц. Например, ближайший курс будет под Санкт-Петербургом этим летом.

▫️ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ, Москва. Основательный курс, который ведут не только опытные преподаватели йоги, такие как Владимир Чурсин, но и профессора и кандидаты наук Ринад Минвалеев и Евгений Автандилян. Сертификаты дают далеко не всем. И даже после выпускного экзамена, чтобы устроиться на работу в московской сети центров Федерации йоги, нужно пройти собеседование с методистом Татьяной Илларионовой, а это посерьезнее любого экзамена!


▫️ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ РОССИИ. Ситуацию с ФЙР осложняет большое количество школ с названиями типа «Федерация йоги республики такой-то» - нужно выяснять, это филиал ФЙР или независимая организация? Если говорить именно про ФЙР, которую возглавляет Сергей Репин, то там есть сильные учителя - это Ольга Полушина и Николай Боднарчук. И на эти имена стоит ориентироваться. Что касается других «федераций», на основе полученных отзывов могу только предположить, что обучение сильно рознится по качеству в зависимости от региона и конкретных педагогов на местах. Так что прежде, чем идти на курс некоей «Федерации йоги», убедитесь, что это именно ФЙР, узнайте, какие учителя ведут курс и / или воспользуйтесь конкретными рекомендациями от компетентных специалистов в своём регионе (об этом ещё напишу дополнительно). Как бы там ни было, в ФЙР вы получите базу, которую в дальнейшем сможете совершенствовать и углублять, + несколько сертификатов, в том числе Yoga Alliance, но я уже писала в первом посте #yanta_teacher, что ценность его сомнительна, т.к. любая школа йоги может проплатить YA и выдавать сертификаты своим выпускникам (т.е. это уже давно не знак качества).

▫️РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЙОГИ. Организация «из воздуха», которая напирает на свою сопричастность к государственным органам: на сайте разъяснены цвета официального логотипа, даны ссылки на указы МинЮста и даже приводится цитата Президента России о йоге (чтобы уж наверняка). При этом никакой информации о тичерс-курсах там нет. Есть мнение, что это отколовшийся гос. ресурс ФЙР

▫️УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЙОГА, Андрей Лаппа. Грамотная, «трезвая» методика, концептуально соотнесенная с философией буддизма. Выездные сертификационные тичерс-курсы в Крыму и Санкт-Петербурге по 100 часов.

▫️YOGA23, Андрей Сидерский. Мощная Киевская школа во главе с настоящим мастером и методистом от бога. В настоящее время обучение инструкторов приостановлено, т.к. А.В. Сидерский работает над новой, еще более совершенной системой «йоги для жизни», которая позволит самостоятельно адаптировать практику на основании готовых алгоритмов. Если вас интересует направление Yoga23, вы можете приехать в школу-студию к его дочери Елене Cидерской на практику, но как таковых тичерс-курсов сейчас нет.  
 
Важно! Если у вас пока не наработана минимальная теоретическая база и не сформирована личная практика, вникнуть в методики А.В. Сидерского и А.В. Лаппы может быть довольно сложно. Чтобы оценить глубину подхода этих мастеров в полной мере, желательно иметь за плечами базовый тичерс-курс и стаж личной практики от 5 лет.
 
▫️ИШВАРА ЙОГА, Анатолий Зенченко. К сожалению, о самой методике не знаю ничего, но и не упомянуть эту школу не могу.

Отдельно напишу о курсах для йога-терапевтов, которые тоже являются авторскими. Просто запомните два имени: Сергей АГАПКИН (Москва) и Артем ФРОЛОВ (Санкт-Петербург). Если вам важен глубокий осмысленный подход к анатомии и физиологии йоги, вы знаете, на какие имена ориентироваться. На йога-терапию имеет смысл идти после базового тичерс-курса, а еще лучше с медицинским образованием. Кстати, и у А. Фролова, и у С. Агапкина есть отличные курсы для будущих преподавателей йоги, не только для йога-терапевтов.

 

Поскриптум.

Сколько лет вы практикуете? Сложился ли у вас круг знакомых, к которым вы можете обратиться за советом по йоге? Есть ли понимание, зачем вам это нужно? Если пока вы не в теме и не представляете, КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ, это верный сигнал о том, что еще не время!

И дело даже не в том, сколько по времени вы уже занимаетесь, 5 месяцев или 5 лет (желательно все же 5, прежде чем задумываться о тичерсе). Когда йога становится частью вашей жизни, у вас естественным образом формируется соответствующий круг общения, проясняются потребности и появляется понимание, что, куда и зачем. По крайней мере, вы можете спросить у вашего учителя или более опытных знакомых, к кому пойти учиться. Не стесняйтесь обращаться и к другим преподавателям за советом. Для этого есть соц. сети. Не выбирайте курс наобум.

Опыт личной практики имеет значение еще и потому, что когда вы окажетесь на тичерс-курсе, тот объем информации, который обрушится на вас, не будет таким страшным и непонятным: все теоретические знания будут ложиться на ваши практические навыки, отзываться на интуитивном уровне и легко усваиваться. Если же вы начнете учиться без продолжительного опыта личной практики и осознанности тела, которая развивается только на коврике, а не через книжки и полезные посты в Инстаграме, скорее всего, у вас будет сопротивление к тем массивам знаний, которые придется зубрить, чтобы получить сертификат. Я наблюдала это на своем тичерсе, и я слышу это от коллег, которые проводят свои курсы. Если у человека не сложилась личная практика, пытаться запихнуть в себя весь объем информации об отстройке асан и философии йоги - пустая трата времени!

Если же вы чувствуете, что все в вашей жизни начинает закручиваться вокруг йоги, вам не в тягость копаться в философии, вы с любопытством изучаете анатомический атлас и с упоением делитесь впечатлениями от практики с единомышленниками, значит, вы уже способны САМИ выбрать своего наставника: по тому, как он пишет и говорит, как проводит классы и отвечает на ваши вопросы. И в этом случае уже можно применить принцип: «душа лежит / не лежит». Даже если рациональный ум твердит: «Зато тут международный сертификат и на 4000 руб. дешевле», - прислушайтесь к тому, куда «лежит» ваша душа!

Благодарю за ваш интерес к поднятой теме! И жду новые вопросы и предложения.

 

Автор обзора: Татьяна Маркелова @yantayoga

+++++Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь