Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook >>

Подписаться на йога журнал бесплатно, прямо сейчас

Социальные сети

В социальных сетях нас читают около 77000 подписчиков.


Опрос сайта

Какую йогу практикуешь?
















Мармавидья - наука о мармах, жизненных точках тела

26.02.2018
Мармавидья - наука о мармах, жизненных точках тела

Мармавидья - наука о мармах, жизненных точках тела. Это огромная область знаний, существующая не одно тысячелетие. Одно из первых упоминаний марм встречается уже в Ригведе. Там бог Индра расправляется с демоном Виртрой, атакуя жизненные точки его тела (мармы) своей ваджрой. Теория марм оказала большое влияние на развитие индийских боевых искусств, йоги, астрологии и аюрведы.

Традиционно выделяют две ветви мармавидьи - тамильскую, основателем которой принято считать легендарного сиддха Агастьяра, и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и др. Тамильская нашла свое выражение в боевом исскустве варма-ати, традиционной медицине сиддхов и в школе ситтаров, классическое определение которой дает сиддх Тирумулар: «Лишь тот, кто живет йогой, и посредством ее видит Божественный Свет (оли) и Мощь (шакти) - лишь тот ситтар».

Наследие же Сушруты оформилось в воинском исскустве каларипайятту, аюрведе и различных школах йоги. В частности Свами Шивананда описывает технику концентрации на 16 точках тела (мармах) и называет ее «Пратьяхара Яджнавалкьи».

Тамильская ветвь

Как было упомянуто ранее, основателем тамильской ветви принято считать сиддха Агастьяра, личность легендарную и овеянную мраком древности. Тот ли это риши, что упомянут в Ригведе, или другой - неизвестно. Зато ясно, что наука мармавидьи была тайной и передавалась от учителя к ученику, о чем говорится в тексте «Агастьяр кутирам»: «Это (знание о вармах) было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить за ним и пытаться восхвалять вас, но не позволяйте делать это. Лучше наблюдайте за учеником 12 лет и лишь потом дайте ему это знание».

Письменные источники традиционно создавались в стихотворной форме, что способствовало более полному запоминанию. По объему они сильно разнятся - от 146 шлок в «Варма Кутирам» до более чем 1000 в «Варма Оти Муриву Кара Кутирам».

Тамильская традиция насчитывает 108 жизненных точек, называемых вармами. Однако 108 - не общее число точек, а количество названий. Тамильский текст «Варма Оти Муриву Кара Кутирам» говорит о том, что 46 из 108-ми точек - единичные, а 62 - двойные, итого - 170 точек. Из этих 108-ми точек 96 классифицируются как второстепенные (тоду-варма) и 12 как основные смертельные жизненные точки (паду-варма). Наиболее опасны паду-вармы - те, которые при достаточном повреждении влекут за собой смерть. Более многочисленные второстепенные точки менее опасны, но при повреждении вызывают сильную боль. Например, «Варма Оти Муриву Кара Кутирам» содержит следующую запись об одной из 12-ти смертельных точек:

«45.1 Контаколи находится точно наверху головы. Вот симптомы при серьезном повреждении:
45.2 Мой дорогой ученик, его голова полностью разрушается и происходит спонтанная эякуляция.
45.3. Случаются жизненно опасные судороги и озноб. При прямом поражении случается смерть.
45.4 Вы должны знать, что даже если опытный врач лечит это повреждение, пациент умрет».

Другой тамильский текст, «Варма Кутирам», описывает название, расположение, симптомы поражения и противодействия для другой из 12-ти смертельных точек:

«Между бровями, ниже на одно рисовое зерно, имя этого центра - тилада калам. Если он ломается при ударе, наступает смерть. Это смертельный центр. Если после удара нет перелома, человек открывает рот и смотрит в небо. Это будет продолжаться 3 и ? налика (90 минут). Я научу вас секретной технике. Схватите его за волосы, собранные в хвост на вершине головы и посадите его, и ударьте в центр макушки (темени) головы. Массируйте пинкалай (два нади, идущие по задней части шеи к ушам). Измельчите сушеный имбирь и выдуйте это в нос пострадавшего. Когда вы дадите рисовый отвар, будьте уверены, с пациентом все будет хорошо».

В целом же можно сказать, что согласно традициям ситтаров, сами тексты - закрытая от невежд сокровищница, и только практика сиддха-йоги способна открыть ее и показать их истинное значение. И подтверждая старую тамильскую поговорку «Не познавший себя, не может познать других», автор «Варма Оти Муриву Кара Кутирам» пишет:

«Только практикуя пять ступеней (йоги кантам) в шести атарам (центры тонкого тела, санскр. - чакры), вы получаете ясное понимание 108 варм».

Наследие Сушруты

Ветвь, берущая свое начало в работах Сушруты, более известна. Отчасти это связано с большим количеством письменных источников, отчасти с их более доступным языком. Немалую роль в этом играет и все возрастающая популярность йоги и аюрведы.

Письменные источники этой традиции включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как «Сушрута-самхита», и менее известные - «Мармарахасьянгал» и «Марманиданам». Эти книги рассматривают вопросы местонахождения марм, каждой жизненной точке даны название, номер, расположение, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения и симптомы при слабом повреждении точки. Примером такого описания может служить отрывок из «Марманиданам»:

«В центре тела, между толстой и тонкой кишкой располагается набхи-марма. Это центр всех нади. Это сира-марма (точка соединения сосудов). При повреждении наступает скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затрудненному дыханию, икоте. Время жизни - максимум 7 дней.

Между грудями, в месте соединения грудной клетки и брюшной полости находится хридайям-марма. Это сира-марма (точка соединения сосудов). При повреждении - скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затрудненному дыханию, икоте».

Несколько особняком стоят тексты, описывающие как эти повреждения производить. Именно они легли в основу каларипайятту. Вот отрывок из «Мармайогам» о набхи - и хридайям-мармах:

«Джалапатнам находится на половину ширины пальца ниже пупка. Блок левой, шаг с правой и удар правой рукой. Противник будет терять сознание и мочиться. Чтобы восстановить противника, надо произвести контрудар в точку, расположенную выше копчика на 6 пальцев. Иногда может просачиваться кровь. Тогда надавите основанием ладони на основании позвоночного столба.

Трисанкпурушпам (трехлепестковый цветок) между сосками ниже грудной клетки и выше брюшной полости, жидкостный по своей природе и по форме напоминает бутон лотоса, наклоненный вправо. Защититесь от удара левой и ударьте эту точку правым локтем. Восстановление - только ударом по противоположной стороне».

Тексты «Грантхаваримарма-чикитса» и «Мармани-чикитса» посвящены способам лечения повреждения марм:
«Если талхридайя-марма повреждена, вы делаете дхара (непрерывный поток любой жидкости на какую-либо часть тела) с маслом гингелеи и гхи в течение трех часов. После завершения дхара перемешиваете масло гингелеи с гхи и натираете это место. Наверх головы кладете смесь цветов жасмина со сливочным маслом. Удалить это через три часа. Затем натираете все тело смесью воды, растительного масла, гхи, сока алоэ, или, если этого нет, гхи, растительного масла и соком кокосового ореха».

В традиции Сушруты насчитывается 107 точек, но это общее количество. Названий точек - 43, некоторые названия идентичны для точек рук и ног. Так, например, урви-марма - одновременно и середина бедра, и середина плеча, а талхридайя-марма - и центр подошвы и центр ладони.

Согласно «Сушрута-самхите» (древнему аюрведическому трактату) марма - это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал - мамса (мышцы), сира (сосуды), снаю (связки), астхи (кости) и сандхи (суставы). Жизненными точками мармы называют по причине того, что по ним циркулирует жизненный ветер (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела - тем более опасны повреждения мармы.

Классификация марм по Сушруте

Из 107 наиболее важными считаются 64 мармы. Они в свою очередь делятся на кула-мармы (наиболее важные, повреждения которых приводит к смерти или к очень серьезным повреждениям), колу-мармы (останавливающие, повреждение которых вызывает острую боль) и абхьяса-мармы (часто применяемые точки, не вызывающие серьезных повреждений).

Мармы и их местонахождение:
адхипати: темя
ани: наружный верхний край коленной чашечки
ани: внутренняя поверхность плеча, над локтевым суставом
анса-пхпалак: лопатки
анса: плечи
апалапа: чуть выше и сбоку соска
апанга: наружный уголок глаза
апастамбха: между соском и грудиной
аварта: наружный угол надбровной дуги
вастих: мочевой пузырь
видхурам: под ушами
витапам: основание мошонки
врихати: по обе стороны 10-го грудного позвонка
гуда: конец копчика
гулпха: лодыжечный сустав
джану: коленный сустав
индравасти: середина икры
какшадхара: подмышечная впадина
катика-тарунам: основание ягодиц и нижний край таза
крикатика: основание черепа
кукундарайа: крестцово-подвздошные сочленения
курпара: внутренняя поверхность локтевого сустава
куручча: над кшипрой, в основании большого пальца
куручча: подъём свода стопы
курчшира: пятка (тыльная) и внешний край стопы (передняя)
курчшира: середина лучезапястного сустава у основания большого пальца и под мизинцем
кшипра: между первым и вторым пальцами стопы
лохитакша: подмышечная складка
лохитакша: паховая складка
манибандха: лучезапястный сустав
манья-дхамни: боковая сторона щитовидной железы
набхи: пупок
нил-дхамни: передняя стенка гортани
нитамба: внешний угол подвздошного гребня
паршва-сандхи: над катика-тарунам, выше поясницы
пхана: боковые стенки ноздрей
симантаки: места соединения черепных костей
сираматрика: артерии по обе стороны шеи
срингатака: мягкое нёбо
станмула: под соском
станрохита: над соском
стхапни: третье око
талхридайя: центр подошвы
талхридайям: центр ладони
урви: середина ляжки
урви: середина плеча
уткшепа: над ухом
хридайям: мечевидный отросток
шанкх: висок

О других точках узнавайте у своего инструктора по йоге.

+++++Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь