Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook >>

Подписаться на йога журнал бесплатно, прямо сейчас

Социальные сети

В социальных сетях нас читают около 75000 подписчиков.


Опрос сайта

Какую йогу практикуешь?
















Бхакти йога – йога любви.

+++++
14 августа 2011 г.
Бхакти йога – йога любви.

По своей сути бхакти-йога – одновременно одно из самых радикальных, и при этом либеральных направлений йоги.


С момента своего появления она не только отвергала строгие кастовые традиции, культивируемые ортодоксальными брахманическими формами индуизма, но также включает в себя ряд общих принципов, характерных для других мировых религий. Бхакти всегда легко находила путь в сердца людей благодаря тому, что взывала к естественному для человека чувству любви, перенаправляя его от бренных объектов материального бытия к высоким целям самоосознания и служения Богу. Здесь для человека европейского воспитания наиболее уместной будет аналогия с христианством, особенно с православием и протесантизмом. Поскольку практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм Бога (Вишну, Кришной, Шивой или Шакти как с верховной ипостасью) посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью.

Само слово «бхакти» — санскритский термин, используемый для обозначения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога.

В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый богослов Рупа Госвами определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:
1. Шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом;
2. Дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина;
3. Сакхья-бхава — общение с Богом как с другом;
4. Ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога;
5. Мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному.

Бхакти йога

В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В кришнаизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.

В современном мире понятие Любовь редко рассматривается в широком значении этого слова. Наиболее распространённое его использование – об отношениях мужчины и женщины, матери и ребёнка. Реже – о любви отца и детей, человека к Родине. И хотя о любви Бога к человечеству упоминается довольно часто, совсем редко говорится об ответной любви человека к Богу. А ведь именно от её развития зависит способность ко всем остальным проявлениям. Ступени от нейтрального «верю, что Бог, как воплощение конечной Истины есть» до отношений интимной доверительности – это путь постижения своего единства с тем высшим Я, любовь Которого пребывает в каждом.

Небольшое отступление.
Однажды мне довелось идти по просёлочной дороге. Путешествие занимало минут двадцать. Моей случайной попутчицей оказалась пожилая женщина, бабушка. Как и многим людям преклонного возраста, ей явно хотелось поговорить. Можно было бы ускорить шаг и с лёгкостью избавиться от досужей болтовни. Однако какая-то сила удержала меня. Мы разговорились. На удивление, это не было разговором о бытовых проблемах или привычных жалобах стариков. И тут.. Дело в том, что я с детства люблю задавать людям один, мягко говоря, глупый вопрос: «Для чего вы живёте?» Иногда просто чтобы посмотреть на их реакцию, или же чтобы растревожить что-то, спящее в человеке, в самой его глубине. Но в этот раз мне действительно хотелось знать.

Услышав вопрос, женщина внимательно посмотрела на меня и покачала головой: «Мне жаль вас, молодых! У нас-то хоть война была!..» Моё удивление было крайне неподдельным. – «Неужели войну можно считать приобретением!?»

Ответ этой старой женщины буду помнить всю жизнь. – «Пока была война, - сказала она, - мы научились ЛЮБИТЬ. Всей страной. Так, как, наверное, любит Бог. Потому что перестало быть что-то «моё» или «твоё». Потому что мы научились делиться. Всем, что было и чего не было. Даже последний кусок готовы были отдать соседям или незнакомому ребёнку. Чтобы выжить, каждый помогал ближнему. И сострадали искренне, и радовались по-настоящему за тех, кто вернулся живой. И всё, что было после войны, - голод, смерть, разруха - нас сплотили, нас, наше поколение… А вы? У вас этого нет, каждый сам по себе. Всех волнует квартира, машина, карьера, имидж, каждый заботится только о своём. И как, я часто думаю, как вам научиться любить?..»

Это вопрос, который каждому стоило бы задать себе! Действительно, как?

Как больно и тяжело, когда сердце мертво! Как многие, убегая от этой боли, декларируют сейчас вселенскую любовь! И как приторно звучит их голос! Рафинированные слова, синтетические чужие мысли. Безжизненные утверждения, сквозь которые неумолимо просачиваются ноты эгоизма – желание в первую очередь получить. Один из первых признаков, выдающих фальшь таких заявлений, - обилие глаголов повелительного наклонения: «стань», «будь», «открой», «прими», - которые, увы, чаще отталкивают, чем помогают. Нарушая один из главных Ведических принципов: Помогай всегда, не вреди никогда. И мучительнее всего, что многие из произносящих их, искренне верят в то, что любят и несут любовь людям.

Но это любовь от ума, от понимания, что любить – хорошо, но не от сердца. И не потому, что человек плох, а от разделённости в самом себе. Из-за блоков, отделяющих энергию мысли от сердца, сердце – от энергии «нижних регистров».

Все практики, используемые в йоге, как и любой истинно Духовный путь, направлены на восстановление целостности человека. Последователи бхакти-йоги считают, что каким бы духовным путём человек ни двигался, он придёт к одной и той же Истине, Абсолюту, потому что истина – одна. Более того, каждый, из идущих, уже является йогом, вне зависимости от того, как сам себя называет. Прохождение разными путями за одну жизнь только приветствуется. Считается также, что если человек способен двигаться по двум путям одновременно, он быстрее придет к постижению, поскольку конечная цель всех религий может быть достигнута только путем любви и поклонения личному Богу, Который есть Творец всей феноменальной вселенной и сил, управляющих ею. Махатма Ганди, которого в Индии называют спасителем нации, был последователем йоги, но ежедневно читал Библию и учился по ней.

Бхакти-йога имеет две степени. Первая называется "гауни" (или приготовительной) и включает в себя предварительную практику. Вторая ступень носит название "пара" и есть состояние высшей любви и благоговения.

Если разместить пять основных жизненных потребностей человека в форме звезды, лучи которой будут именоваться Любовь, Деятельность (окружение), Свобода (мысли, территориальная, финансовая и временная), Миссия (призвание) и Здоровье, окажется, что луч Любви напрямую зависит от Миссии и влияет на количество Свободы. А косвенно степень любви человека сказывается на его деятельности и во многом определяется состоянием здоровья. Согласитесь, когда болит зуб, трудно помышлять о высоком.

Вероятно, нет необходимости подробно говорить о том, что любая йога начинается с очищения тела и мысли, сохранения здоровья и приобретения навыков контроля эмоций. Выполнение асан и пранаям помогает научиться управлять жизненным тонусом.

Ещё одна важная часть йоги – произнесение мантр. Однако важно понимать, что мантра, сама в себе обладая мощнейшей энергетикой, – не просто энергетическое звукосочетание, но и описание поставленной цели. Иными словами, это то, что пробуждает и поддерживает манану, т.е. исследование с помощью ума. Слог «манн» означает процесс исследования, а слог «тра» - способность переправить, освободить, спасти. Таким образом мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается на ней. Если мантры произносятся чисто механически, без понимания их смысла, они не приносят плодов! Человек может извлечь полную пользу от повторения мантр, только при ясном понимании их смыла и значения.

В некоторых школах йоги Врикшасану называют Бхагиратхасаной (поза Бхагиратхи)– в честь великого индиского царя. По легенде, царь долгое время стоял на одной ноге, дабы умилостивить бога Шиву и получить разрешение спустить священную реку Ганг с небес на землю. “Эта поза символизирует подвижничество Бхагиратхи, – говорит Кауштуб Десикачар, сын и ученик мастера йоги Т.К.В. Десикачара. – Она учит нас придерживаться намеченного пути, несмотря ни на какие препятствия”.

Йога. Асаны. Поза дерева (врикшасана), читать далее...

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из которых можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:

      1. Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).

      2. Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.

      3. Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.

      4. Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.

      5. Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.

      6. Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.

      7. Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.

      8. Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.

    9. Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

По мере того, как бхакти-йог приближается к Богу, он осознаёт, что его Возлюбленный живет везде, что Он есть душа всех душ, жизнь всех жизней, что Он есть то Целое, которое мы реализуем в Его частях. Ощущая все это, бхакти-йог достигнет такого состояния, в котором он не будет в состоянии ни убивать, ни наносить вред какому-либо живому существу. С этого момента в душе йога начнет царить абсолютное самоотречение, и он отдаст себя воле Ишвары, помня, что и его душа составляет часть Божества. Что бы он ни делал, с этого момента он будет ясно сознавать, что больше не обладает никакими силами, кроме сил, являющихся отражением Бога. Тогда весь ход жизни станет для него молитвой, и все существование такого бхакти-йога будет как бы непрерывным поклонением Божеству. Его сердце очистится, и всякий эгоизм исчезнет.

По примеру всех Святых и Достигших Просвещения, жизнь такого человека превратится в молитву о человечестве и бескорыстное служение ближнему.

Ибо как суть христианства – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всем разумением своим» и «возлюби ближнего как самого себя», так и суть всех Вед можно сформулировать так:

Люби всех, служи всем.

Автор: Ольга Тихомирова.

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь