Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook >>

Подписаться на йога журнал бесплатно, прямо сейчас

Социальные сети

В социальных сетях нас читают около 75000 подписчиков.


Опрос сайта

Какую йогу практикуешь?
















Санкальпа, часть 1 (Что такое санкальпа?)

+++++
09 января 2014 г.
Санкальпа, часть 1 (Что такое санкальпа?)

Как известно, практика йоги начинается с нравственных заповедей, которые объединены в две группы и на санскрите называются яма и нияма. И одна из этих заповедей, - Тапас, - подразумевает совершение аскез. Какие имеются в виду аскезы? Длительное удерживание определённых асан, продолжительное повторение мантр с полной концентрацией внимания, задержки дыхания, глубокие медитации, а также ранний подъём, отказ от мясной пищи, сон на твёрдой поверхности и т.д. И самая главная аскеза в йоге - это ежедневное расстилание коврика, приблизительно в одно и то же время, для практики йоги.

А для чего вообще нужны аскезы в йоге, если можно время от времени практиковать только определённые асаны и положительный эффект от таких занятий всё равно будет? Дело в том, что аскезы помогают стать могущественнее, они вырабатывают сильную волю, терпеливость, оттачивают разум, и, кроме того, способствуют постоянно возрастающей радости от преодоления себя. Причём, это не просто мышечная радость от потягиваний во время занятий хатха-йогой, - это гораздо более сильное и долговременное ощущение, которое сложно передать словами. А самое главное - аскезы нарабатывают благочестие, которое является основным источником здоровья, богатства и процветания человека.

Всё это разумеется, хорошо, но встаёт закономерный вопрос: как заставить себя совершать аскезы? Есть ли такая практика в йоге, которая облегчала бы совершение аскез? Ведь далеко не каждый человек, даже давно практикующий йогу, может запросто проявить силу воли и что-то заставить себя делать. Да, такая практика в йоге есть и называется она Санкальпа, или практика намерения.

Само слово «санкальпа» в дословном переводе с санскрита означает «решение», «решимость», а по смыслу наиболее близкие понятия в русском языке - это «намерение» или «осуществление заветного желания». Иными словами, санкальпа - это определённое внутреннее намерение, выраженное в краткой, понятной словесной форме в виде позитивного утверждения, которое регулярно повторяется и через какое-то время воспринимается самим человеком таким образом, что становится реальностью.

При этом санкальпа - это не что-то абстрактное и размытое, типа: "Я с каждым днём становлюсь всё добрее и добрее", нет. Это конкретное утверждение, выражающее конкретное намерение что-либо предпринять и содержащее указание на конкретное время, в которое будет совершена конкретная аскеза, например: "Я буду каждый день по 20 минут молиться и желать всем счастья". И сама практика санкальпы заключается в многократном повторении подобного утверждения в состоянии глубокого расслабления или перед сном, что приводит к глубокому запечатлению санкальпы в бессознательной части ума и перестраивает образ мышления человека, облегчая достижение поставленных целей.

Практика санкальпы - это реальная методика достижения практически любой разумной цели. Не только в йоге, но и вообще в любой жизненной ситуации. Причём никакой мистики в этой практике нет, - всё объясняется предельно простым и понятным психологическим законом, известным практически каждому: "о чём думаешь, то и привлекаешь в свою жизнь". Или, иначе говоря, в каком ключе ты о себе думаешь, таким и становишься: думаешь об ответственности - становишься более ответственным, думаешь о силе - становишься более сильным, думаешь о доброте - становишься более добрым.

Человеческий ум так устроен, что если его заставлять о чём-то постоянно думать, то он начинает выискивать доказательства этого в окружающем мире и всё больше и больше утверждаться в навязанной ему мысли, после чего, через какое-то время, настолько привыкает в этой мысли, что начинает считать её реальностью, даже если изначально мысль была бредовая. На этом феномене построена реклама, которая сплошь и рядом использует запоминающиеся, броские слоганы, регулярно слыша которые человек утверждается в том, что ему навязывается в рекламе. Собственно, любой рекламный слоган - по сути это и есть санкальпа, только навязанная извне и не ведущая человека к поставленным им целям. Но настоящая санкальпа всегда идёт изнутри (сознательно генерируется самим человеком), ведёт к осуществлению поставленных целей и предваряет собой какую-либо аскезу. 

О том, как практиковать настоящую санкальпу, мы поговорим во второй части статьи: Практика Санкальпы.

Владимир Лавров

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь