Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook >>

Подписаться на йога журнал бесплатно, прямо сейчас

Социальные сети

В социальных сетях нас читают около 75000 подписчиков.


Опрос сайта

Какую йогу практикуешь?
















Разнообразие путей йоги в наше время. Часть 2. Традиции, идущие от Шивананды

+++++
08 мая 2014 г.
Разнообразие путей йоги в наше время. Часть 2. Традиции, идущие от Шивананды

  В первой части статьи было рассмотрено первое фундаментальное направление в современной йоге, - направление, идущее от Кришнамачарьи.

  Второе фундаментальное направление в современной йоге идёт от Свами Шивананды (1887-1963), - не менее легендарного и прославленного индийского учителя, чем Кришнамачарья. Свами Шивананда был наставником Свами Вишнудевананды (основателя школы «Шивананда-йога») и Свами Сатьянанды (основателя Бихарской школы йоги).

  Шивананда-йога.

  Основатель этой школы, - Свами Вишнудевананда, - был специально подготовлен Свами Шиванандой для того, чтобы распространять учение йоги в западных странах. Поэтому эта школа отличается простотой, практичностью и базируется на пяти основных принципах: правильное расслабление, правильное упражнение, правильное дыхание, правильное питание и правильное мышление.

  Любое занятие в этой школе начинается с расслабления, которое устраняет напряжение в мышцах и восстанавливает силы организма. Вслед за расслаблением следуют упражнения хатха-йоги, известные как асаны, которые позволяют оздоровить организм, сделать тело сильным и гибким. Сам Свами Шивананда утверждал, что каждый человек является источником силы и знаний, и для того, чтобы разбудить этот источник - нужно правильно практиковать хатха-йогу. И для того, чтобы её правильно практиковать, нужно уметь правильно дышать - для этого предназначены упражнения из арсенала пранаяма-йоги.

  Четвертый и пятый принципы Шивананда-йоги, - правильное питание и правильное мышление, - построены на том, какую пищу человек потребляет внутрь - это касается как грубой пищи, которой человек насыщает свой желудок, так и интеллектуальной пищи, которой человек наполняет свою голову. И то, и другое должно быть лёгким, сбалансированным и полезным, наполняющим ум спокойствием, умиротворением и радостью.

  Бихарская школа йоги.

  Эта школа йоги была основана Свами Сатьянандой в штате Бихар (Индия) по образцу буддийского университета в Наланде и тантрического университета в Викрамшале. Отличается от всех других школ йоги своим стремлением соединить духовную практику с собственными научными исследованиями, что делает эту школу уникальной в своём роде, так как ни одна другая школа йоги не занимается научными исследованиями.

  Практика йоги в этой школе основывается на небольшом количестве асан, очистительных процедур и пранаям. При этом значительная роль в практике отводится работе с сознанием и работе с внутренней энергией Кундалини, что для других современных распространённых школ йоги не очень характерно.

  Одной из наиболее известных техник Бихарской школы йоги является «Йога Нидра», - особый вид медитации, во время которой всё тело максимально расслабляется, а сознание при этом отстраняется от внешних ощущений и сосредотачивается на внутренних ощущениях, что позволяет безболезненно избавить ум от ненужных привычек и желаний.

  Разумеется, перечисленные школы не являются разными йогами. Это разные взгляды на единое и неделимое учение йоги, которое в свою очередь опирается на "Йога-сутры" Патанджали. Но подход к практике у каждой школы - свой. Именно это и обеспечивает разнообразие путей йоги в наше время.

Владимир Лавров

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь